Тормозная система прицепа - компания "Дортех-прицеп" в Москве в Москве
Выберите город
г. Белгород, ул. Курская, д. 4
Эл.почта: pricep-dorteh@mail.ru

Тормозная система прицепа – необходимый механизм для безопасности

Тормоз – неотъемлемый узел в любом транспортном средстве, в том числе, в прицепе. Многие не знают: насколько важно иметь хорошую тормозную систему в прицепном ТС, на самом деле недооценивать тормоза нельзя. В этой статье рассмотрим вопрос актуальности тормозной системы прицепа, когда не обязательно устанавливать её, а когда без этого механизма просто не обойтись, иначе нарушите закон.

В современном мире приоритетная проблема на дорогах общего пользования, на трассах – контроль за безопасностью движения. Машины с прицепом всегда притягивают повышенное внимание со стороны других автомобилистов, тем более, что сейчас на дорогах их с каждым годом встречается всё больше. Всё же забота о безопасности управления должна ложиться на плечи водителя с прицепом, поскольку автоприцеп не такой маневренный как обычное авто, увеличивает базу транспортного средства, а значит, сложнее входит в повороты и т. д. Необходимо знать и соблюдать законодательство, придерживаться определённых правил.

Знание правил – не панацея, безопасность также зависит от самой конструкции прицепного ТС. Если оно укомплектовано тормозной системой, это дополнительный плюс его владельцу. Тем более, что производители прицепов выпускают продукцию на рынок с лучшими тормозами, которые помогут избежать опасных ситуаций.

прицеп с тормозной системой

Когда тормозная система обязательна, а когда можно обойтись и без неё?

Есть тормозная система на автоприцепе или нет, зависит от типа этого транспортного средства. Но следует запомнить, что она всегда желанна для любого автолюбителя, ведь вопрос безопасности – главнее остальных. Бывают случаи, когда можно сэкономить и приобрести прицепное устройство без тормозов. Но для определённых ТС – это обязательное требование, причём отсутствие тормозов будет обозначать нарушение закона.

Многие автовладельцы сначала жалеют денег на приобретение прицепного устройства с хорошей тормозной системой от производителя, потом понимают, что тормоза крайне необходимы и начинают экспериментировать: пытаются самостоятельно монтировать их. Но установка самодельных тормозных элементов – мероприятие весьма сомнительное. Как считают профессионалы в этой сфере, это большой риск. Лучше приобрести ТС с уже готовыми высококачественными тормозными устройствами.

В нашей стране в отношении прицепов установлены требования на законодательном уровне, всё зависит от грузоподъёмности транспортных средств.

Законодательство выделяет две группы:

  • Для первой разрешено на законных основаниях не монтировать тормоза в конструкцию. Тормозная система считается не обязательной к установке на продукции, грузоподъёмность которой не превышает 750 кг.

  • У второй группы строгие ограничения: прицепным устройствам с параметрами грузоподъёмности свыше 750 кг нельзя появляться на дороге без тормозного механизма. Эта категория легковых автоприцепов грузоподъёмностью до 3,5 тонн и свыше 3,5 тонн. Для данных ТС тормозная система – обязательная составляющая. Ответственные производители знают законодательство, поэтому вы никогда не купите новый прицеп с указанными параметрами грузоподъёмности без первоклассной системы торможения.

Когда закон расставил всё на свои места, всё кажется вроде бы ясным и доступным для понимания. Для первой категории можно не устанавливать тормоза, для автоприцепов с большей грузоподъёмностью – система торможения является обязательным звеном в конструкции.

На самом деле расслабляться рановато, для любой категории хорошая тормозная система никогда не будет лишней. Особенно, если хозяин прицепного устройства собирается постоянно эксплуатировать его в нагруженном виде или, если по его маршруту много подъёмов и спусков. В такой ситуации вы по достоинству оцените высокотехнологичный механизм, который выручит вас не раз, а, возможно, спасёт вашу жизнь.

Разновидности тормозных систем прицепов

  1. безтормозные;

  2. системf наката или инерционнfz.

  3. пневмогидравлическая

  4. пневматическая

Особенности инерционных систем

Для легкового прицепного устройства идеальный вариант – инерционный тип механизма торможения. Конструкция устроена нt сложно, такой же простой у неё принцип работы.

Разберём поэтапно особенности функционирования системы наката:

  1. машина начинает двигаться, тем самым заставляя автоприцеп следовать за ней;

  2. когда необходимо осуществить торможение, важно, чтобы тормозил сам автомобиль и прицепное транспортное средство;

  3. при остановке авто, автоприцеп всё равно продолжает движение за счёт силы инерции;

  4. в результате увеличивается нагрузка на сцепной узел;

  5. в зоне сцепного узла находится блок, управляющий тормозами автоприцепа;

  6. под нагрузкой в блоке активируются элементы торможения (тормозное усилие будет сильнее, если в блок поступает более мощная нагрузка вследствие инерции);

  7. тормоз отключится в тот момент, когда автоприцеп перестанет создавать давление на автомобиль.

  8. инерционная тормозная система прицепа

Бывает две разновидности инерционных конструкций: механические и гидравлические. Первые – конструкционно простые и недорогие, но негерметичные, поэтому за ними нужно постоянно ухаживать: чистить, смазывать маслами и т. д. Иначе коррозийные процессы очень быстро разрушат тормозной механизм. Гидравлический тормоз более долговечный, износостойкий и надёжный, он полностью герметичный. Обслуживание достаточно простое и не такое частое, как у механического.

Особенности работы и конструкция механического инерционного тормозного устройства

Самая простая, дешёвая и ремонтопригодная конструкция – механический инерционный тормоз, который чаще всего используется производителями автоприцепов с параметрами грузоподъёмности до 3500 кг. Этот механизм доказал свою высокую эффективность, надёжность. На территории России и Европы почти все заводы-изготовители устанавливают именно такой тормоз.

Три основные составляющие, на которых базируется механическая конструкция:

  1. узел тормоза наката, который управляет торможением ТС;

  2. тормозной привод;

  3. тормоза, установленные на колёсах.

Составные элементы тормоза наката

Данный механизм (МТН) состоит из:

  1. Замковой сцепной головки – узла, фиксирующего сцепку с автотранспортом. Закрепляется на штоке механизма.

  2. Трубчатого толкателя (штока) – круглая трубка из стали, перемещающаяся внутри механизма. Помимо замковой головки к штоку присоединяют амортизатор. В корпусе имеется ограничитель хода трубчатого толкателя. На задней части этого элемента размещена стальная пластина квадратной формы. Шток является самым дорогостоящим составляющим в механической конструкции, поэтому за ним нужно особенно ухаживать, чтобы раньше времени не пришлось менять.

  3. Амортизатора – выполняет функцию компенсатора инерции, воздействующей на толкатель. С его помощью удаётся регулировать силу в процессе торможения и после плавненько его прекратить. После чего шток возвращается в первоначальное положение. Если амортизатор неисправен или тормозная система прицепа корректно не отрегулирована, водитель услышит удары. Чтобы продлить ресурс этого элемента, избегайте резких торможений, передвижений по пересечённой и ухабистой местности. Не перегружайте автоприцеп.

  4. Передаточного рычага или коромысла – узел связывает тормозную тягу и тормоз наката. Ось рычага нужно постоянно смазывать.

  5. Тела механизма – корпуса (стальной или чугунный), к которому присоединяются все детали механизма.

  6. Для аварийного торможения транспортного средства предусмотрена такая деталь, как страховочный трос.

  7. Ручного тормоза – для блокировки колёс во время стоянки, это аналог "ручника" обычной машины. С помощью ручного тормоза удобно парковать ТС.

  8. Резиновой гофры или пыльника, деталь обеспечивает протекцию штока от влажности, грязи и пыли. За счёт гофрочехла смазочные расходные материалы не вымываются и остаются на поверхности. От целостности гофры зависит работоспособность трубчатого толкателя.

  9. Пружинного энергоаккумулятора, который помогает справиться с усилием амортизатора, чтобы ручник полностью опустился.

Также в состав входят другие мелкие детали - фторопластовые элементы скольжения для обеспечения точного скольжения штока.

Об особенностях устройства и работы тормозного привода

В основе функционирования данного узла лежат стальные тросы, тормозная тяга в виде винтовой шпильки, уравнитель. Как только происходит натяжение тормозной тяги, увеличивается расстояние между уравнителем тросов и кронштейном, тросы приводят в действие колодки. За счёт уравнителя в конструкции привода обеспечивается равномерное натяжение всех рабочих тросов. Важно следить за состоянием тормозных тросов, чтобы они натягивались без препятствий, а затем возвращались в исходное положение.

Во многих автоприцепах встречаются также дополнительные элементы: держатели тормозной тяги (кронштейны исключают раскачиванием этого узла), наконечник (чтобы уравнитель не провисал).

Об особенностях устройства колёсного тормоза

Колёсный тормоз включает следующие элементы:

  • тормозной щит в виде диска;

  • две тормозные колодки;

  • ступица;

  • регулировочный механизм;

  • пружины, заглушки;

  • тормозной барабан;

  • распорный или разжимной замок;

  • рычаг свободного обратного хода;

  • наконечник тормозного троса;

  • кожух – специальная деталь, через которую происходит проникновение тормозного троса в колёсный тормоз.

колесный тормоз прицепа

Пневмогидравлическая тормозная система или комбинированный привод

Пневмогидравлическая тормозная система является наиболее распространенной системой, в работе которой используется два рабочих тела – сжатый воздух и жидкость (тормозная).

Пневмогидравлическая тормозная система имеет пневматический источник энергии в виде сжатого воздуха, а передача усилия к тормозным колодкам осуществляется тормозной жидкостью под давлением.

Конструктивно пневмогидравлическая тормозная система может выполняться по разным схемам и иметь разную комбинацию устройств и приборов.

Пневматическая тормозная система — это тормозная система, привод которой осуществляется посредством использования энергии сжатого воздуха, а сама работа системы связана с взаимодействием множества исполнительных и управляющих элементов.

Пневматический привод прицепа обычно разделен на несколько контуров, которые независимы друг от друга. Сделано это с целью обеспечения безопасности. Первый контур – это питающий, предназначен для того, чтобы подготовить сжатый воздух для пневмосистемы.

Компрессор – представляет собой насос для воздуха, нагнетающий его в питающий контур. Также осуществляет начальную регулировку давления.

Регулятор же давления выполняет функцию поддержания давления сжатого воздуха в компрессоре в нужных пределах.

Резюме

Нет универсального тормозного механизма, который подойдёт всем без исключения автоприцепам. Специалисты советуют выбирать прицепные транспортные средства грузоподъёмностью от 750 кг до 3,5 тонн с тормозом наката или с пневмогидравлической конструкцией. Для более габаритных транспортных средств с большей грузоподъёмностью производители разрабатывают усиленные тормозные системы. Перед покупкой лучше проконсультироваться с квалифицированным сотрудником компании-изготовителя.