Тормоз – неотъемлемый узел в любом транспортном средстве, в том числе, в прицепе. Многие не знают: насколько важно иметь хорошую тормозную систему в прицепном ТС, на самом деле недооценивать тормоза нельзя. В этой статье рассмотрим вопрос актуальности тормозной системы прицепа, когда не обязательно устанавливать её, а когда без этого механизма просто не обойтись, иначе нарушите закон.
В современном мире приоритетная проблема на дорогах общего пользования, на трассах – контроль за безопасностью движения. Машины с прицепом всегда притягивают повышенное внимание со стороны других автомобилистов, тем более, что сейчас на дорогах их с каждым годом встречается всё больше. Всё же забота о безопасности управления должна ложиться на плечи водителя с прицепом, поскольку автоприцеп не такой маневренный как обычное авто, увеличивает базу транспортного средства, а значит, сложнее входит в повороты и т. д. Необходимо знать и соблюдать законодательство, придерживаться определённых правил.
Знание правил – не панацея, безопасность также зависит от самой конструкции прицепного ТС. Если оно укомплектовано тормозной системой, это дополнительный плюс его владельцу. Тем более, что производители прицепов выпускают продукцию на рынок с лучшими тормозами, которые помогут избежать опасных ситуаций.
Есть тормозная система на автоприцепе или нет, зависит от типа этого транспортного средства. Но следует запомнить, что она всегда желанна для любого автолюбителя, ведь вопрос безопасности – главнее остальных. Бывают случаи, когда можно сэкономить и приобрести прицепное устройство без тормозов. Но для определённых ТС – это обязательное требование, причём отсутствие тормозов будет обозначать нарушение закона.
Многие автовладельцы сначала жалеют денег на приобретение прицепного устройства с хорошей тормозной системой от производителя, потом понимают, что тормоза крайне необходимы и начинают экспериментировать: пытаются самостоятельно монтировать их. Но установка самодельных тормозных элементов – мероприятие весьма сомнительное. Как считают профессионалы в этой сфере, это большой риск. Лучше приобрести ТС с уже готовыми высококачественными тормозными устройствами.
В нашей стране в отношении прицепов установлены требования на законодательном уровне, всё зависит от грузоподъёмности транспортных средств.
Для первой разрешено на законных основаниях не монтировать тормоза в конструкцию. Тормозная система считается не обязательной к установке на продукции, грузоподъёмность которой не превышает 750 кг.
У второй группы строгие ограничения: прицепным устройствам с параметрами грузоподъёмности свыше 750 кг нельзя появляться на дороге без тормозного механизма. Эта категория легковых автоприцепов грузоподъёмностью до 3,5 тонн и свыше 3,5 тонн. Для данных ТС тормозная система – обязательная составляющая. Ответственные производители знают законодательство, поэтому вы никогда не купите новый прицеп с указанными параметрами грузоподъёмности без первоклассной системы торможения.
Когда закон расставил всё на свои места, всё кажется вроде бы ясным и доступным для понимания. Для первой категории можно не устанавливать тормоза, для автоприцепов с большей грузоподъёмностью – система торможения является обязательным звеном в конструкции.
На самом деле расслабляться рановато, для любой категории хорошая тормозная система никогда не будет лишней. Особенно, если хозяин прицепного устройства собирается постоянно эксплуатировать его в нагруженном виде или, если по его маршруту много подъёмов и спусков. В такой ситуации вы по достоинству оцените высокотехнологичный механизм, который выручит вас не раз, а, возможно, спасёт вашу жизнь.
безтормозные;
системf наката или инерционнfz.
пневмогидравлическая
пневматическая
Для легкового прицепного устройства идеальный вариант – инерционный тип механизма торможения. Конструкция устроена нt сложно, такой же простой у неё принцип работы.
Разберём поэтапно особенности функционирования системы наката:
машина начинает двигаться, тем самым заставляя автоприцеп следовать за ней;
когда необходимо осуществить торможение, важно, чтобы тормозил сам автомобиль и прицепное транспортное средство;
при остановке авто, автоприцеп всё равно продолжает движение за счёт силы инерции;
в результате увеличивается нагрузка на сцепной узел;
в зоне сцепного узла находится блок, управляющий тормозами автоприцепа;
под нагрузкой в блоке активируются элементы торможения (тормозное усилие будет сильнее, если в блок поступает более мощная нагрузка вследствие инерции);
тормоз отключится в тот момент, когда автоприцеп перестанет создавать давление на автомобиль.
Бывает две разновидности инерционных конструкций: механические и гидравлические. Первые – конструкционно простые и недорогие, но негерметичные, поэтому за ними нужно постоянно ухаживать: чистить, смазывать маслами и т. д. Иначе коррозийные процессы очень быстро разрушат тормозной механизм. Гидравлический тормоз более долговечный, износостойкий и надёжный, он полностью герметичный. Обслуживание достаточно простое и не такое частое, как у механического.
Самая простая, дешёвая и ремонтопригодная конструкция – механический инерционный тормоз, который чаще всего используется производителями автоприцепов с параметрами грузоподъёмности до 3500 кг. Этот механизм доказал свою высокую эффективность, надёжность. На территории России и Европы почти все заводы-изготовители устанавливают именно такой тормоз.
Три основные составляющие, на которых базируется механическая конструкция:
узел тормоза наката, который управляет торможением ТС;
тормозной привод;
тормоза, установленные на колёсах.
Данный механизм (МТН) состоит из:
Замковой сцепной головки – узла, фиксирующего сцепку с автотранспортом. Закрепляется на штоке механизма.
Трубчатого толкателя (штока) – круглая трубка из стали, перемещающаяся внутри механизма. Помимо замковой головки к штоку присоединяют амортизатор. В корпусе имеется ограничитель хода трубчатого толкателя. На задней части этого элемента размещена стальная пластина квадратной формы. Шток является самым дорогостоящим составляющим в механической конструкции, поэтому за ним нужно особенно ухаживать, чтобы раньше времени не пришлось менять.
Амортизатора – выполняет функцию компенсатора инерции, воздействующей на толкатель. С его помощью удаётся регулировать силу в процессе торможения и после плавненько его прекратить. После чего шток возвращается в первоначальное положение. Если амортизатор неисправен или тормозная система прицепа корректно не отрегулирована, водитель услышит удары. Чтобы продлить ресурс этого элемента, избегайте резких торможений, передвижений по пересечённой и ухабистой местности. Не перегружайте автоприцеп.
Передаточного рычага или коромысла – узел связывает тормозную тягу и тормоз наката. Ось рычага нужно постоянно смазывать.
Тела механизма – корпуса (стальной или чугунный), к которому присоединяются все детали механизма.
Для аварийного торможения транспортного средства предусмотрена такая деталь, как страховочный трос.
Ручного тормоза – для блокировки колёс во время стоянки, это аналог "ручника" обычной машины. С помощью ручного тормоза удобно парковать ТС.
Резиновой гофры или пыльника, деталь обеспечивает протекцию штока от влажности, грязи и пыли. За счёт гофрочехла смазочные расходные материалы не вымываются и остаются на поверхности. От целостности гофры зависит работоспособность трубчатого толкателя.
Пружинного энергоаккумулятора, который помогает справиться с усилием амортизатора, чтобы ручник полностью опустился.
Также в состав входят другие мелкие детали - фторопластовые элементы скольжения для обеспечения точного скольжения штока.
В основе функционирования данного узла лежат стальные тросы, тормозная тяга в виде винтовой шпильки, уравнитель. Как только происходит натяжение тормозной тяги, увеличивается расстояние между уравнителем тросов и кронштейном, тросы приводят в действие колодки. За счёт уравнителя в конструкции привода обеспечивается равномерное натяжение всех рабочих тросов. Важно следить за состоянием тормозных тросов, чтобы они натягивались без препятствий, а затем возвращались в исходное положение.
Во многих автоприцепах встречаются также дополнительные элементы: держатели тормозной тяги (кронштейны исключают раскачиванием этого узла), наконечник (чтобы уравнитель не провисал).
Колёсный тормоз включает следующие элементы:
тормозной щит в виде диска;
две тормозные колодки;
ступица;
регулировочный механизм;
пружины, заглушки;
тормозной барабан;
распорный или разжимной замок;
рычаг свободного обратного хода;
наконечник тормозного троса;
кожух – специальная деталь, через которую происходит проникновение тормозного троса в колёсный тормоз.
Пневмогидравлическая тормозная система или комбинированный привод
Пневмогидравлическая тормозная система является наиболее распространенной системой, в работе которой используется два рабочих тела – сжатый воздух и жидкость (тормозная).
Пневмогидравлическая тормозная система имеет пневматический источник энергии в виде сжатого воздуха, а передача усилия к тормозным колодкам осуществляется тормозной жидкостью под давлением.
Конструктивно пневмогидравлическая тормозная система может выполняться по разным схемам и иметь разную комбинацию устройств и приборов.
Пневматическая тормозная система — это тормозная система, привод которой осуществляется посредством использования энергии сжатого воздуха, а сама работа системы связана с взаимодействием множества исполнительных и управляющих элементов.
Пневматический привод прицепа обычно разделен на несколько контуров, которые независимы друг от друга. Сделано это с целью обеспечения безопасности. Первый контур – это питающий, предназначен для того, чтобы подготовить сжатый воздух для пневмосистемы.
Компрессор – представляет собой насос для воздуха, нагнетающий его в питающий контур. Также осуществляет начальную регулировку давления.
Регулятор же давления выполняет функцию поддержания давления сжатого воздуха в компрессоре в нужных пределах.
Нет универсального тормозного механизма, который подойдёт всем без исключения автоприцепам. Специалисты советуют выбирать прицепные транспортные средства грузоподъёмностью от 750 кг до 3,5 тонн с тормозом наката или с пневмогидравлической конструкцией. Для более габаритных транспортных средств с большей грузоподъёмностью производители разрабатывают усиленные тормозные системы. Перед покупкой лучше проконсультироваться с квалифицированным сотрудником компании-изготовителя.