К любой машине можно подсоединить прицеп, чтобы перевезти негабаритный объект, который не помещается в багажнике. Для легковых авто и внедорожников предназначены автоприцепы грузоподъёмностью до 750 кг и до 3,5 тонн соответственно. Для грузовиков разрабатывают прицепные транспортные средства с большей грузоподъёмностью. Чтобы была возможность сцепить прицеп с легковым или грузовым тягачом, нужно монтировать фаркоп. Для каждой категории техники существуют свои разновидности прицепных устройств.
Автомобильным фаркопом называется тяговое сцепное устройство (ТСУ), предназначенное для буксировки машиной автоприцепа с грузом. Первые прицепные устройства и прицепы появились во время Мировой войны, когда технически не было возможности транспортировать необходимый инвентарь, оружие, продукты питания только на грузовых транспортных средствах, поскольку была острая нехватка техники.
С помощью фаркопа нагрузка на рабочие элементы и основные узлы распределяется максимально равномерно, что защищает механизмы буксировочного ТС от преждевременного износа.
Фаркопы используют в том случае, если приходится периодически или постоянно перевозить грузы на своём автотранспорте (грузовом или легковом). Если прицепное устройство не входит в конструкцию ТС, его можно монтировать дополнительно. Но важно понимать: законно ли это, на все ли машины разрешена установка фаркопа.
Технический регламент устанавливает, что прицепное устройство не принадлежит к механизмам, которые необходимо регистрировать в обязательном порядке, если соблюдено условие: концерн-производитель регламентирует монтаж ТСУ, на авто устанавливают конструкцию заводского происхождения в соответствие с моделью ТС.
Запрещено устанавливать ТСУ на определённую категорию легкового автотранспорта, завод-изготовитель которой запрещает применять транспортные средства в качестве тягача. Причиной могут быть либо особенности технических характеристик авто, либо какие-то нюансы конструкции.
Перед покупкой прицепного устройства мы советуем проконсультироваться с квалифицированным сотрудником компании-изготовителя.
Классификация прицепных устройств осуществляется по нескольким признакам: особенностям конструкции и системы крепления, допустимым нагрузкам.
Рассмотрим три основные разновидности фаркопов для грузовиков:
Крюковые – самые простые в конструкционном плане, выполнены в виде буксировочного крюка. Стоят недорого, но в эксплуатации не слишком удобны. Если приходится часто перевозить габаритные объекты на прицепе, это не самый удачный вариант. Во время передвижения транспортные средства, сам крюк получают ударные нагрузки, что сказывается на сокращении срока службы некоторых механизмов и элементов. Кроме того, с установкой всё не так уж и просто.
Шаровый – универсальный механизм в форме прицепного шара, наиболее востребован среди водителей грузового транспорта. Преимущества данного ТСУ состоит в простоте монтажа и эксплуатации. У устройства отличные сцепные качества, фаркоп в шарообразной форме выступает в роли подшипника. С таким фаркопом автоприцепу гарантирован свободный ход без сопротивления и люфта. С хорошими тормозами техника показывает высокое качество торможения.
Вилочные – прицепные устройства в виде кронштейнов с высокими параметрами тяговой силы. Очень распространены за рубежом для перевозки "домов на колёсах". В нашей стране также становятся актуальными для транспортировки дома и бани на колёсах, так как благодаря надёжному крепёжному узлу буксировочный агрегат защищён от кражи. На тягач устанавливается кронштейн квадратной конфигурации, точно такой же элемент монтируется на прицеп. Очевидное преимущество данной разновидности фаркопов – высокотехнологичный запорный механизм, благодаря которому прицеп не угонят. Единственный недостаток – вилочное прицепное устройство тяжело купить на отечественном рынке. Но есть несколько производителей, в дилерских магазинах которых можно заказать качественный фаркоп.
Для прицепа грузовика больше подходит шаровой механизм с парой крепёжных отверстий. Для грузовой платформы идеальный вариант – крюковое ТСУ, у которого большие углы гибкости, небольшая масса. Самопроизвольное отсоединение прицепных устройств заводского производства исключено, так как изготовители предусмотрели наличие специального узла с предохранительным замком и шплинтом.
Все изделия для грузового транспорта обладают рядом достоинств:
прочность в сочетании с высокой степенью надёжности (так как, в основном, перевозят тяжёлые и габаритные объекты);
простота сцепления (в рабочем процессе должно быть минимальное время простоя, чем быстрее произойдёт соединение, тем лучше);
обеспечение определённых углов складывания;
долговечность: срок службы таких конструкций должен быть около 10 лет и более;
доступная стоимость на дилерских сайтах.
Для грузовых машин используют два вида петли
ТСУ для грузовика монтируется так, чтобы, сдавая задним ходом, автомобиль попадал фаркопом в дышло прицепного ТС. Дышло должно автоматически зафиксироваться и встать по центру ТСУ. Задержание элементов происходит за счёт "пальца", движущегося вертикально.
При эксплуатации исключается саморасцепка, поскольку стопор и беззазорная конструкция предупреждают такую ситуацию на дороге. В связи с этим, правильно монтированное прицепное устройство будет служить долго и исправно.
Разновидности фаркопов для легковых автомобилей
Фаркопы для легкового автопрома классифицируют по типу шара, каждая разновидность обозначается конкретной буквой.
Рассмотрим самые популярные среди автолюбителей виды прицепных устройств:
Изделия с условно-съёмным шаром распространены на легковых авто. Как понятно по названию, шар снимается с основы, если приложить силу и окрутить пару гаек. Но на практике владельцы транспортных средств не отсоединяют шары. Монтируют за бампер.
ТСУ с фланцевым шаром (сварным или кованым), который прикрепляется к основе с помощью болтов. Бывают изделия на 2 и на 4 отверстия. Последние надёжнее крепятся в машине. Если вам нужно прицепное устройство, которое выдерживает большие нагрузки, выбирайте кованые модели. Монтируют под бампером.
Фаркопы с горизонтально-съёмным шаром – удобные в эксплуатации, поскольку не выступают за пределы бампера, не мешаются, если их демонтировать. Такой вариант идеален для тех владельцев техники, которые редко используют буксировочное ТС. Быстросъёмный шар легко отсоединить и поставить вновь на место. Снимая крюк, вы защитите себя от случайных ударов. Но, если автоприцеп используется регулярно, смысла в таком прицепном устройстве нет. Недостаток – стоят дорого.
ТСУ с вертикально-съёмным шаром – ещё более дорогостоящая конструкция, но когда её отсоединяют, на автомобиле вообще не остаётся никаких следов присутствия даже крепления от механизма, оно прячется за бампером с помощью поворотного кронштейна.
Складной механизм – самый дорогостоящий вариант ТСУ, как правило, идёт в комплектации с машиной непосредственно с завода. Складывание происходит с помощью электропривода, а водитель просто нажимает кнопочку.
ТСУ "американский квадрат" – распространённая модель прицепного механизма для внедорожников, некоторые авто выпускаются с таким устройством прямо с завода. Преимущество этого изделия состоит в том, что по сути оно является конструктором. Поэтому на место одного шара без проблем можно монтировать другой. Недостаток – наличие зазора, от которого на кузов при езде будет передаваться ударная нагрузка. При разгоне и передвижении по пересечённой местности следует быть аккуратнее.
Для легковых машин в основном используют сцепную головку под шар диаметром 50 мм
Если вы определились с выбором фаркопа, пора его монтировать на своего "железного коня". Внимательно изучите паспорт изделия, там должно быть руководство по монтажу, обслуживанию и эксплуатации. Порядок действий зависит от разновидности ТСУ. Самостоятельно устанавливать механизм достаточно проблематично. Ведь важно не только его надёжно прикрепить, но и не навредить внешнему виду машины.
Важно! Чтобы поставить фаркоп, чаще всего приходится снимать бампер. Потом он не встаёт на место без подрезки. Вторая опасность – подключение электрики после установки.
Стоимость монтажа ТСУ вполне приемлемая, чтобы рисковать транспортным средством, монтируя механизм самостоятельно. Лучше профессиональных мастеров с этим не справится ни один владелец машины.
Современные прицепные устройства – это высокотехнологичные и надёжные узлы автомобиля, которые на производстве проходят ряд испытаний, в том числе – на переносимость знакопеременных нагрузок. Последние модели показывают результат переносимости – свыше 2 000 000 циклов, это замечательная характеристика, которая свидетельствует о долговечности изделий.
Перечислим основные преимущества ТСУ:
наличие антикоррозийного покрытия;
прочная и надёжная конструкция;
простота установки;
эргономичность в сочетании с отличным дизайном;
большой выбор моделей;
возможность снимать с ТС;
есть складные варианты;
снижение нагрузки на ходовую авто;
комфортная эксплуатация;
возможность монтажа велосипедных багажников.
С фаркопом и вместительным прицепом вы можете заниматься бизнесом, перевозить вещи на дачу, привозить урожай осенью домой. А самое главное, за что ценят автомобилисты прицепное ТС и надёжный фаркоп – возможность путешествовать и не ограничивать себя в необходимых для туризма вещах.
Специальный механизм транспортного средства – фаркоп, уже входит в конструкцию автопрома последнего поколения. Практически в каждую машину производители устанавливают прицепное устройство. Если ТСУ отсутствует, следовательно, автоприцеп использовать нельзя. Автолюбители нашли выход, устанавливают крюки в автосервисах, но всегда ли это законно?
Законы постоянно меняются, с 2021 года самовольное внесение изменений в конструкцию грозит не только штрафными санкциями, но и отменой регистрации.
Важно! С органами власти можно не согласовывать монтаж ТСУ только в том случае, когда сам производитель предусмотрел эту возможность. Обязательно должен быть заводской паспорт на изделие, причём, с сертификацией.
Об устройствах кустарного производства лучше забудьте, такой механизм никогда не пройдёт проверку в ГИБДД.